Договор страхования не только предусматривает права водителя в случае повреждения его автомобиля. В Законе «Об ОСАГО» и договоре страхования определяются обязанности автовладельца виновного в ДТП. Некоторые из них уверены, что достаточно вызвать ГИБДД или оформить европротокол, а затем можно чинить свое авто. На деле это не так. Для прояснения ситуации необходимо прочитать свой договор страхования и Закон « Об ОСАГО».
Эта статья расскажет должен ли виновник ДТП сообщать в свою страховую компанию о ДТП и как это правильно делать.

Надо ли информировать страховую об аварии
Ответ на этот вопрос дает закон «Об ОСАГО» № 40 (Далее Закон № 40). В ст. 11.1 Закона № 40 прямо сказано, что виновник аварии должен в течение 5 дней направить извещение об аварии в страховую компанию. Необходимость посещать страховую еще одна из причин, по которой европротокол не стал популярен в России.
И вопреки некоторым убеждениям это требование распространяется не только на ДТП оформленные в порядке европротокола. Ч.2 ст. 11 Закона № 40 прямо говорит об обязанности страхователя оповещать страховщика обо всех случаях ущерба причиненного управлением автомобилем если они влекут гражданскую ответственность. Срок же информирования устанавливается договором страхования. Обычно он составляет те же 5 – 10 дней.
Это значит, что даже если на место были вызваны сотрудники ДПС, документы в страховую передать нужно. Так же документы из ГИБДД или бланк извещения предоставит сам пострадавший.
Кроме обязанности проинформировать страховщика у водителя будет еще две обязанности, связанные с оформлением аварии. Первое – придется подождать 15 дней прежде чем ремонтировать авто. В течение этого срока страховщик вправе потребовать предъявить автомобиль для осмотра и экспертизы. Такие требования должны предъявляться только в письменном видела – заказным письмом или телеграммой. Получение телефонного звонка собственником машины подтвердить невозможно, а потому его можно проигнорировать.
Если же виновник все же получил телеграмму, то остается согласовать удобное для осмотра время.
Как правильно сообщить в страховую о ДТП
Способ извещения страховой компании имеет большое значение. Дело в том, что если правила информирования и сроки были не соблюдены, страховщик будет утверждать, что страхователь нарушил условия договора и закон № 40.
Способ информирования будет отличаться в зависимости от того присутствовали ли инспекторы ГИБДД при оформлении аварии.
Внимание! Если водители дождались ГАИ, то уведомлять страховую нужно тем способом, который указан в договоре страхования. Скорее всего, это будет либо личный визит, либо почтовое отправление.
Это одна из причин, по которым стоит внимательно прочитать договор, прежде чем подписывать. А так же не лишним будет заглянуть в него после аварии.
Если же ДТП оформляется европротоколом, то есть три законных пути для передачи извещения:
- Личный визит в офис страховщика или встреча со своим страховым агентом. В этом случае обязательно передается оригинал извещения. На руках у водителя остается копия. На обратной стороне необходимо поставить дату приемки, подпись лица, получившего документ, а по возможности и печать организации. В некоторых компаниях уже выдают акты приемки извещений. Вне зависимости от того каким именно образом подтверждается сдача извещения, виновный должен сохранить подтверждение.
- Отправка почтой. Аварии могут происходить на трассах или в городах, где офиса нужной страховой нет. В этой ситуации можно направить извещение заказным письмом с описью вложения. Уведомление о вручении и опись – два обязательных атрибута такого уведомления. Впоследствии, они послужат доказательством исполнения обязательств виновником аварии.
- Передача с аварийным комиссаром. По закону передать извещение должен виновник и потерпевший сами. Тем не менее, аварийные комиссары берут это на себя. Они так же обязаны соблюдать срок извещения. Нужно помнить, что большинство аварийных комиссаров состоят в штатах страховых компаний. Поэтому их деятельность нужно контролировать. В противно случае есть риск столкнуться с мошенниками или схемами уклонения от выплат.

Чем грозит виновнику несообщение об аварии в страховую компанию
Виновник аварии, забывший прогуляться до страховой, рискует получить регрессные требования от компании. Они будут предъявлены после того как она оплатит ущерб пострадавшему.
Под регрессом понимается право компании стребовать с виновника аварии полную сумму, потраченную на компенсацию вреда. Основанием будет неисполнение обязательств по договору страхования и по закону «Об ОСАГО».
Заявить требования в суд можно в течение 3 лет. Это общий срок исковой давности и он применятся в отношении регресса. На протяжении этого времени участникам аварии необходимо хранить все документы о ДТП, включая извещения, уведомления и описи вложения, подтверждающие отправку письма. Это же касается и документации о сроках проведения ремонта и экспертиз.
С октября 2020 года ситуация должна измениться. Дело в том, что с поправками, которые вступят в силу 29 октября, все водители должны получить возможность информировать страховую об аварии в режиме онлайн. Для этого будет разработано специальное электронное приложение, которое можно будет устанавливать на любой смартфон или планшет. Таким образом, проблема регресса по причине пропуска срока исчезнет сама собой.
Конечно, авария сама по себе лишит виновника понижающего коэффициента. Это значит, за следующий полис придется заплатить больше.
Итак, обращаться к страховщику виновнику ДТП придется. Делать это нужно способом, указанным в законе или договоре. В противном случае есть риск встретиться с юристом компании в суде.