Взыскание УТС с виновника ДТП

Не секрет, что даже после самого качественного ремонта машина после аварии остается «битой». И самый умелый мастер не сможет в полной мере восстановить ее.

Даже если внешне она станет краше, чем до ДТП бдительный покупатель заметит, что толщина краски не соответствует заводской, а мастер добавит, что кузов деформировался. В итоге машина теряет в стоимости от 10 до 50% в зависимости от того, насколько сильны повреждения. Но собственник авто не виноват в этом убытке.

Для решения этой проблемы в правовой оборот было введено понятие траты товарной стоимости (УТС). Предложенный материал расскажет, когда и как можно взыскать этот вид убытка.

красное и синее

 Законодательства и судебная практика по взысканию УТС

Утрата товарной стоимости это сумма, на которую подешевела машина в результате аварии. В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред причиненный пострадавшему должен быть компенсирован в полном объеме. В понятие вреда, в данном случае, входят все убытки причиненные аварией. В результате ДТП машина теряет в стоимости, и продать ее как новую уже не получится. Таким образом, УТС это так же убыток, причиненный аварией, и он должен быть компенсирован. Не препятствует этому и Закон « Об ОСАГО».

Судебная практика до недавних пор была совершенно неоднозначна. Суды в первой инстанции признавали право пострадавшего на компенсацию УТС. Затем ответчик оспаривал решение, и апелляционная инстанция отменяла его.

Внимание! Окончательно решил вопрос Верховный Суд. Своим Решением от 24.07.2007 № ГКПИ07-658. Он определил, что утрата товарной стоимости относится к возмещаемым убыткам и страховая компания должна его покрывать в пределах лимита полиса.

Если порог возмещения по страховке будет превышен, то требование следует предъявить к виновнику аварии. Если же собственник автомобиля доверил свою машину третьему лицу, то все равно, платить придется собственнику, как владельцу источника повышенной опасности.

 Порядок взыскания утраченной стоимости

Несмотря на то, что страховая должна компенсировать все убытки в пределах покрытия полиса, добровольно она этого делать не станет. Пострадавшим придется обращаться в суд. Здесь есть два пути: продавать машину и после этого получить УТС или постараться получить деньги, оставив себе авто. Первый вариант пригоден, если водитель не желает дальше пользоваться поврежденной машиной. В таком случае, в дополнение к экспертизе повреждений достаточно заказать оценку рыночной стоимости авто на момент продажи, продать машину. Этот вариант пригоден только если авто продается в ближайшее время после аварии. В противном случае будет трудно доказать что УТС на момент аварии прямо связана с ДТП.

Читайте также  Виновник ДТП скрылся с места аварии: что делать?
Отказ страховой

Второй путь более удобен, он предполагает взыскание УТС со страхователя в суде вместе с другими убытками после аварии. Обычно страховщик старается максимально снизить размер компенсаций. При повторной оценке разница достигает 30% и более. Решать проблему придется в суде. Вместе с недоплатой по материальному ущербу заявляется и УТС. Оценку можно заказать вместе с экспертизой повреждений. Срок исковой давности остается прежним.

 Возможные сложности

Главная проблема возникает уже на первом этапе. Оценить УТС до того как проведен ремонт бывает сложно. Как показывает судебная практика, в деле может быть 3 и более экспертизы с разными оценочными стоимостями автомобиля после аварии. В связи с ростом числа требований о взыскании УТС в 2019 году страховые компании начали обращать внимание на разрабатываемую методику оценки этого вида ущерба. Если она будет принята, то на компенсацию смогут рассчитывать собственники автомобилей, у которых:

  • был «поведен» кузова или рама;
  • заменялись несъемные элементы кузова;
  • ремонтировались съемные или несъемные элементы, в том числе пластиковые и отопление.

Так же легковое авто не должно быть старше 5 лет и не использоваться в такси более 2.5 лет. Для грузовиков и автобусов срок эксплуатации с УТС сокращен до 3 лет. Пассажирские авто могут оплачиваться с УТС до 1 года.

Более того, выплата УТС по этой методике привязана к наличию сколов, царапин и коррозии. Здесь УТС тоже не будет применяться.

Эту методику трудно однозначно оценить. С одной стороны она предельно ясно заставить страховщиков компенсировать цену УТС на полных основаниях. С другой стороны она выведет 90% пострадавших автомобилей из оплачиваемого сегмента.

Итак, в 2020 году УТС входит в перечень возможных компенсаций пострадавшему в аварии. Получить ее бывает совсем не просто. Порой приходится сначала продать автомобиль и лишь потом, обращаться в суд для решения вопроса.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Бесплатная консультация юриста по телефону: +7 (499) 653-60-72 доб. 446 (МСК), +7 (812) 426-14-07 доб. 913 (СПБ)