Места интенсивного движения транспортных средств очень часто оказываются местами ДТП. Они обычно бывают незначительными. Чтобы небольшие царапины, помятый бампер или разбитая фара не парализовали движение на большом участке дороги, водители имеют возможность оформить европротокол. Важно сделать это правильно, но еще внимательнее нужно отнестись ко всем действиям после разъезда в места аварии в 2020 году.
О том, что делать после составления европротокола, куда обращаться и каких проблем избегать расскажет предложенная статья.

Куда обращаться после составления европротокола
Итак, если участникам аварии ясно, что ущерб невелик, виновник признает вину и третьи лица в происшествии не пострадали, они могут заполнить извещение – европротокол на месте. После того как вся информация внесена в бланк, пострадавший и виновник могут ехать по своим делам. В дальнейшем п. 2 ст. 11.1 Закона «Об ОСАГО», обязывает их в течение 5 дней направить извещение о происшествии в страховую компанию. Каждый отдает свой заполненный европротокол в свою компанию.
Уведомлять страховщика можно сразу несколькими способами:
- лично посетив офис или канцелярию страховщика,
- передать из рук в руки страховому агенту,
- направить факсимильный и почтовым отправлением.
Вне зависимости от того какой способ выбрал страхователь у него на руках должно остаться подтверждение исполнения его обязательств. В первых двух вариантах необходимо сохранить копию извещения. На оборотной стороне нужно попросить поставить дату и роспись принявшего документ сотрудника. С этого момента обязанность по передаче извещения будет считаться исполненной.
Если по каким-либо причинам страхователь не может лично передать извещение, то он вправе направить его по факсу. Этот способ желательно дублировать почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения. В таком случае опись и уведомление подтвердят, что европротокол страховая компания получила.
Так же нужно помнить, что у страховой компании есть право затребовать автомобиль для осмотра. Исполнить эту обязанность должны оба участника аварии. Сообщать о необходимости предъявить машину водителя страховщик должен письменно. Во всех остальных случаях водитель может утверждать, что никакого требования не получал.
Когда можно ремонтировать авто
Пострадавшую машину хочется починить как можно скорее. Но в ситуации когда повреждения не слишком значительны и не мешают эксплуатации авто спешить с этим не стоит. Это касается даже оформления ДТП в общем порядке. Тем более не стоит торопиться с ремонтом после оформления европротокола. Стандартный минимальный срок, по истечении которого можно приступать к ремонту – 15 дней.
Он установлен пп. «З» п. 1 ст. 14 Закона «Об ОСАГО». Таков же срок минимальный для утилизации авто.
Внимание! Выходные и праздничные дни в 15 суток ожидания ответа страховой не входят.
После этого водитель может отправить свою ласточку в сервисный центр. Однако есть целый ряд причин не спешить:
- Могут обнаружиться скрытые повреждения, поэтому прежде чем спешить с ремонтом, желательно получить оценку специалиста. Если окажется что ситуация сложнее чем казалось, дело может дойти до суда. Для этого лучше иметь «живое доказательство».
- Выплата по страховке может оказаться меньше ожидаемой. В таком случае доказать что-то с уже отремонтированной машиной будет сложнее.
Если пострадавший водитель поспешил и отремонтировал машину ранее, чем через 15 дней страховая, скорее всего, откажет в выплате. Основание отказа – нарушение условий договора страхования и закона «Об ОСАГО».
Как ремонтировать авто после европротокола
Водители так же забывают, что страховые компании могут не только выплачивать компенсации вреда, но и направить машину на ремонт в выбранный СТО. Водитель оказывается перед выбором: деньги на руки или готовый ремонт? Часто пострадавшие выбирают ремонт, так как:
- боятся, что им не хватит средств компенсации на исправление всех повреждений;
- не хотят искать сервис центр;
- не хотят терять время в ожидании очереди на ремонт в проверенных центрах.
В итоге проблем с таким «полным» ремонтом может быть больше чем при самостоятельном поиске:
- СТО страховщика может быть крайне неудобно расположено. Добираться до него в условиях большого города бывает неудобно.
- Водитель не имеет права присутствовать при ремонте и хоть как-то его контролировать. Отсюда и замена новых, не пострадавших запчастей старыми, установка не новых запчастей на место поврежденных, пропущенные повреждения и неисправности.
- Предъявлять претензии по результатам такого ремонта бывает затруднительно. Часто это и вовсе бесперспективное дело.
Поэтому, если страховая направляет водителя в непроверенный СТО лучше забрать деньги и выбрать мастерскую самостоятельно.

Когда нужно обращаться в суд
Как показывает практика, несмотря на то, что европротокол призван облегчить жизнь водителям дело часто доходит до суда. Причин тому может быть несколько. Чаще всего встречаются проблемы именно со страховой компанией. Например:
- Необоснованный отказ в страховой выплате. Например, компания считает ущерб незначительным и всячески уклоняется от компенсации. Действительно, европротокол оформляется при ДТП с предположительно небольшим ущербом. Это не значит, что он не должен быть компенсирован.
- Страховая компания необоснованно уменьшает размер выплат. Ранее страховые компании старались выплачивать компенсацию с учетом износа. Логично, что купить новую запчасть за деньги, полученные с учетом износа невозможно. Правительство исправило эту ситуацию. Теперь компенсации рассчитываются исходя из полной стоимости поврежденных частей. Однако даже с этими изменениями страховые часто занижают размер выплат. В этой ситуации так же придется обращаться в суд.
- Справедливо начисленные выплаты по страховке оказались ниже, нежели фактическая сумма ущерба. Дело в том, что европротокол ограничен сумму в 100 тысяч рублей. И это еще с учетом увеличения его 1 июня 2018 года. В Москве, Санкт-Петербурге и прилегающих областях предельная сумма компенсации составляет 400 тысяч рублей. Порой, сразу после аварии невозможно точно установить размер ущерба. Водителям может показаться, что он сравнительно невелик. При экспертизе же обнаруживаются скрытые повреждения. Они могут возникать даже от небольших ударов. Требовать со страховой компании больше чем предусматривает европротокол не получится. Однако, исходя из норм ГК РФ, потерпевший имеет право на полное возмещение вреда. И если он не получит его со страховой, никто не запрещает ему пойти в суд.
Во всех этих случаях желательно обратиться к профессиональному автоюристу. Он оценит перспективы дела и даст консультации. Впоследствии расходы на такое представительство можно будет возложить на ответчика.
Итак, по общему правилу, после оформления европротокола водитель должен своевременно направить извещение в страховую компанию. Нарушение этого правила может повлечь неприятные последствия. Однако, иногда приходится доводить дело до суда.