Всё чаще при ДТП с небольшим размером ущерба, водители используют такой вариант оформления происшествия, как европротокол. Заполнение документов не займёт много времени, основной трудностью может стать отсутствие знаний о том, как нарисовать схему ДТП в европротоколе. Но и с этой проблемой можно справиться.
Также не лишним будет помнить ситуации, при которых допустимо оформление происшествия без участия инспекторов дорожно-патрульной службы. Это:
- ДТП произошло с участием не более двух автомобилей,
- отсутствуют пострадавшие,
- ответственность обоих участников застрахована по ОСАГО,
- размер ущерба не превышает сумму, установленную законодателем,
- отсутствие разногласий участников столкновения о причинах и объеме повреждений. При наличии разночтений в мнениях водителей, сумма возмещения варьируется в соответствии с законом о страховании автогражданской ответственности водителей транспортных средств.

При соблюдении всех вышеперечисленных норм, у участников столкновения появляется возможность не проводить время в ожидании инспекторов ДПС, а оформить необходимый материал самостоятельно. Потребуются некоторые усилия для надлежащего заполнения извещения о ДТП, которое включает в себя также схему происшествия.
Также необходимо помнить, что каждый из водителей должен направить свой экземпляр в страховую компанию в течение положенного срока, любым способом, с подтверждением доставки.
Требования к оформлению схемы ДТП по европротоколу
Каких-либо официальных стандартов к составлению схемы при оформлении дорожно-транспортного происшествия в формате европротокола, ни один нормативный акт не содержит. Соответственно, требования для правильного оформления необходимых документов, будут стандартными, применимые к заполнению всех подобных формуляров:
- разборчивое написание букв, цифр, линий чертежа,
- отсутствие помарок, зачеркиваний,
- выполнение синими чернилами,
- язык оформления – русский,
- доходчивое и реалистичное изображение ситуации,
- подпись обоих водителей внизу схемы.
Несоблюдения этих требований, может повлечь за собой дополнительные вопросы и, как следствие, трату времени на выяснение всех нюансов. К тому же, если имеются исправления, они должны быть заверены подписями обоих участников, что само по себе повлечет лишнюю «грязь» в маленьком поле для размещения схемы.
Дабы вопросы оформления европротокола не вводили в ступор участников этого процесса, на сайте Российского союза автостраховщиков, имеется целый раздел в помощь водителям, желающим применить эту процедуру. В их число входят и типовые схемы происшествий, разработанные в помощь читателю сайта.
Там же расположен блок ответов на вопросы, наиболее часто возникающие у граждан, столкнувшихся с неприятной ситуацией.
Внимание! Здесь же можно скачать бланк извещения о ДТП, ознакомиться с образцом его заполнения. С примерами оформления всех необходимых документов можно ознакомиться на различных сайтах в системе Интернет.
Сами бланки должны выдаваться страхователю представителем страховой компании, с которой заключается договор ОСАГО, вместе с полисом, в количестве двух штук. Если же оформлен электронный документ, то указанное извещение должно быть предоставлено водителю по факту его обращения к страховщику с соответствующим заявлением.

Основные правила составления
Схема составляется в нижней части извещения о ДТП. Там имеется раздел, специально для этого предназначенный.
Необходимо воспроизвести вещную обстановку на месте происшествия со всей тщательностью, постараться ничего не упустить.
Итак, основные правила – порядок заполнения схематичной части извещения поэтапно:
- сначала наносятся улицы и проезжая часть, где произошло столкновение, Изображение должно быть реалистичным и воспроизводить направление дорог, их изгибы и повороты.
- разметка проезжей части,
- далее следует прорисовка зданий и сооружений, в том числе тех, к которым «привязана» схема. Это, расположенные в непосредственной близости строения, которые имеют почтовый адрес, указываемый на схеме.
- следующий этап – нарисовать сами транспортные средства, участвовавшие в дорожно-транспортном происшествии. Они выглядят прямоугольниками, с указанием на переднюю часть, чтобы можно было различить их расположение.
- также необходимо обозначить место столкновения с помощью знака «Х»,
- осыпь грунта и стекла, разброса оторванных элементов транспортных средств – неотъемлемая часть схемы,
- дорожные знаки,
- требуется отразить начальное расположение автомобилей до происшествия, их конечное положение, после столкновения,
- стрелками указывают направление движения транспортных средств,
- заглавными буквами «А» и «В» обозначают авто, участвовавшие в происшествии, указывают, кто из них кто – марка, модель, гос.номер.
На сайте российского союза автостраховщиков имеются типовые схемы, которые возможно использовать при составлении евопротокола.

Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:
- ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
- при объезде или перестроении,
- при одновременном перестроении,
- не соблюдении бокового или заднего интервала,
- поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
- один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
- первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
- поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
- авария при завершении обгона,
- автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
- увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
- обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
- не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
- движущихся в противоположных направлениях:
- выезд на встречку,
- при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
- спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
- реверсивное движение,
- движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
- при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
- проезд на запрещающий сигнал светофора,
- не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
- не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
- выезд с прилегающей территории, со двора,
- при движении задним ходом:
- «сдавал задом»,
- самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
- выезд со стоянки задним ходом,
- варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
- наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
- при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
- открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия
В итоге участника ДТП требуется лишь сопоставить имеющееся типовое решения с реальным случаем и применить нужную схему в заполняемом извещении.