Покупая страховой полис ОСАГО, водитель уверен, что в случае аварии все расходы покроет страховка. Это утверждение верно лишь до определенного предела. Договора страхования автогражданской ответственности заключаются в соответствии с положениями Закона «Об ОСАГО». Соблюдать его должен не только страховщик, но и страхователь. В случае нарушения условий договора виновнику аварии придется самостоятельно ответить рублем за причиненный ущерб.
Эта статья расскажет, что представляет собой регресс по европротоколу, когда он возможен и как его избежать в 2020 году.

Содержание
Что такое регресс по европротоколу и каковы его причины
Дословно регресс обозначает обратное требование. Такое право возникает у лица, исполнившего обязанность за другого должника.
В случае с ОСАГО регресс применяется в случае, когда страховая компания, выплатившая компенсацию по европротоколу предъявит требования к лицу, ставшему виновником аварии. Такое право у нее возникает на основании п. 1 ст. 14 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».
Такое право возникает далеко не всегда, а лишь тогда, когда по вине причинителя время нарушается система выплат между страховыми компаниями. Если все идет как положено, то страховая компания потерпевшего выплачивает ему компенсацию, а затем предъявляет требование к страховщику ответчика.
Внимание! Если ответчик не выполнил свои обязательства перед своей страховой компанией, то она откажется от своих обязательств. В итоге все требования будут предъявлены виновнику аварии.
Причин на практике всего три. Все они сводятся к неисполнению виновником аварии обязательств по договору страхования:
- Неуведомление страховой. Виновник ДТП не передал извещение – европротокол в страховую в течение 5 суток с момента оформления.
- Автомобиль не был предоставлен для осмотра представителем страховщика.
- Автомобиль виновника был отремонтирован ранее, чем через 15 дней после аварии.
Еще одна частая причина регресса это серьезные нарушения водителем правил дорожного движения. Страховые стараются не платить, если виновник аварии:
- сел за руль в состоянии опьянения,
- управлял автомобилем без документов или передал машину лицу без прав,
- управлял заведомо неисправным авто.
Если с последними основаниями все понятно – достаточно просто не нарушать правил дорожного движения, то с соблюдением процедуры после аварии могут возникать трудности.
Как не допустить регресса
Ответ на это прост: садиться за руль трезвым и с документами, а главное, соблюдать процедуры, следующие за оформлением европротокола.

Как правильно передать извещение в страховую компанию
На основании ст. 14.1 Закона « Об ОСАГО» каждый участвующий в ДТП водитель обязан в течение 5 дней уведомлять об аварии свою страховую. Сделать это можно несколькими способами, главное все правильно оформить. Есть четыре варианта:
- Лично передать агенту или в офис страховщика. При этом с бланка обязательно нужно снять копию и потребовать поставить на оборотной стороне подпись, дату и расшифровку о том, что оригинал извещения получен на руки. Иногда страховые агенты стараются убедить водителя сдать копию, а оригинал оставить при себе «на всякий случай». Но в этом уже кроется ловушка. Передаваться должен только оригинал. В противном случае считается, что европротокол не был направлен в срок. А вот копию с отметкой обязательно нужно оставить на руках. При необходимости она послужит доказательством в суде. Нельзя соглашаться на отказ в приеме документов, ни по каким основаниям.
- Отправить почтой. Далеко не всегда есть возможность встретиться с агентом. В этой ситуации на помощь приходит почта. Оригинал извещения направляется заказным письмом с описью вложения. Именно таким образом на руках у человека останется подтверждение того, что: в письме было именно извещение, адресатом была страховая компания, отправление было доставлено.
- Передать с аварийным комиссаром. По городам курсируют десятки авто аварийных комиссаров. Они готовы оказать полный комплекс услуг по оформлению ДТП. Большинство из них состоят в штате крупной страховой компании. Разумеется, они будут в первую очередь работать в интересах работодателя. Поэтому, соглашаясь передать извещение через комиссара нужно получить расписку в получении с обязательством передать ее страховщику, а так же составить договор на оказание услуг.
Внимание! Пятидневный срок начинает течь со следующего дня после аварии. При этом учитываются только рабочие дни.
Почему нельзя ремонтировать машину сразу после аварии
Ст. 14. 1 Закона « Об ОСАГО» прямо говорит, что ремонтировать или утилизировать авто до истечения 15 суток с момента аварии нельзя. В это время страховщик может потребовать предоставить свой транспорт для осмотра. Требование предоставлении авто для экспертизы должно быть письменным. Все телефонные звонки можно смело игнорировать, будто их и не было. Однако даже если оно не поступило желательно обратиться к независимому эксперту.
Он зафиксирует и оценит все повреждения. Впоследствии его заключение так же подтвердит исполнение обязанности виновника по своевременному ремонту авто.
Если по истечение 15 рабочих дней письма машину можно смело ремонтировать.
Внимание! Документы о ремонте с указанием дат, подтверждение направления европростокола и заключение независимого эксперта желательно хранить не менее 3 лет.
Именно 3 года составляет общий срок исковой давности. До его истечения к виновнику аварии может быть предъявлено обоснованное регрессное требование.
Судебная практика по регрессу по ОСАГО по европротоколу
Как показывает судебная практика тягаться со страховой компанией в регрессных исках бывает очень трудно. Делать это самостоятельно неопытный ответчик просто не сможет.
Требования истца в таком случае будут удовлетворены полностью.
Помочь разобраться в ситуации оценить перспективы может только профессиональный и опытный автоюрист. Он изучит документы и поможет составить ответ на претензии. Однако порой расходы оказываются неизбежными и встает лишь вопрос об их уменьшении.

Как уменьшить затраты на выплату регресса
Если ответчик добросовестно исполнил все свои обязательства по закону и договору ОСАГО, то ему достаточно предъявить в суде документальное подтверждение: копию или акт приемки извещения, чеки с датами ремонта, квитанции об отправке письма.
Если же извещение и в самом деле не было направлено в срок остается три пути:
- Убедить судью, что у ответчика были весомые причины, по которым он не смог исполнить свои обязательства в срок, но он сделал это сразу по возможности. Например, ответчик лежал в больнице и не могу направить письмо. Как только он был выписан из стационара, обязательство было выполнено. Это можно подтвердить выпиской из истории болезни. В таком случае судья может встать на сторону ответчика.
- Доказать, что представители страховщика сознательно препятствовали исполнению ответчиком обязанности по передаче документов, например, отказывались его принимать. Сделать это трудно, но видеосъемку при подаче документов никто не запрещал.
- Обжаловать сумму иска. Для этого можно заявить ходатайство об уменьшении суммы иска на основании тяжелого материального положения ответчика.
- Оспаривать сумму иска. Для этого нужно потребовать провести независимую экспертизу и пересчитать сумму ущерба. Страховая компания в своем иске укажет ту сумму, которую пришлось заплатить пострадавшему. Она вполне может быть больше чем реальный ущерб. В этой ситуации поможет лишь новая экспертиза, если ее в принципе можно провести. Иногда сделать это можно и на основании повреждений, описанных в документах.
Если же все-таки ясно, что суд бесперспективен, и платить все же придется, то в интересах сторон договориться в досудебном порядке. Страховые компании могут уменьшить сумму требования, если она будет взыскана без суда или согласовать рассрочку.