Забота об экологии это тренд последних лет. Речь уже идет не только о переработке отходов или вторичном использовании сырья.
В крупных городах качество воздуха становится все ниже из-за загазованности и смога. Один из основных источников проблемы – автомобили. Одним из шагов на пути к решению проблемы или хотя бы контролю ситуации стало установление понятия «экологический класс автомобиля». Это уже сравнительно не новая категория, однако для многих авто его еще нужно применять.
Эта статья расскажет, что собой представляет и как проходит изменение экологического класса в ПТС.
Что такое экологический класс автомобиля и на что он влияет
Экологический класс автомобиля это понятие характеризующееся совокупностью технических показателей авто, которые определяют его воздействие на окружающую среду. В первую очередь, конечно, речь идет о выбросах в воздух от двигателей внутреннего сгорания.
Есть несколько нормативных актов, которые хоть и не в полной мере, но проясняют вопросы связанные с понятием экологического класса:
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 018-2011 «О безопасности колёсных транспортных средств»,
- Приказ МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития № 496 / 192 / 134 от 23.06.2005 об изменениях в бланке ПТС.
- Постановление Правительства РФ № 609 от 12.10.2005, которым утвержден Регламент «О требованиях к выбросам…»
- Постановление Правительства РФ № 832 от 12 июля 2017, вносящее изменения ПДД касательно новых дорожных знаков ограничивающих движение по ЭК.
Сведения об экологическом классе должны указываться в ПТС. Однако это далеко не всегда так.
Внимание! Возможны варианты, при которых этих данных не будет. В этом случае считается, что экологический класс «не установлен».
Говорить об изначально установленном и документально подтвержденном ЭК можно только для автомобилей пересекших границу РФ или произведенных с 2006 года. Постановлением Правительства РФ № 609 от 12 октября 2005 года. Благодаря этому в ПТС стали указывать экологический класс, но произошло это лишь с 2006 года. Возникает вопрос о том, что было до того? А ничего – для машин произведенных или пересекших границу РФ до этого времени данных об экологическом статусе просто не будет в ПТС. У автомобилей выпущенных после 2006 года данные уже будут. Они могут указывать в двух вариантах: либо в графе «особые отметки», либо в графе 13. Это зависит от того старого ли нового образца ПТС на руках.
На что виляет экологический класс
Большинство рядовых водителей, к сожалению, мало волнует экологический класс авто до тех пор пока это не влияет на их личный комфорт и работу. Теперь же дело не только во влиянии на окружающую среду. В РФ, как в других европейских городах, начинают применяться ограничения на использование транспорта с низким экологическим классом. Пионером в этой сфере стала Москва. Пока ограничения касаются только коммерческого транспорта. Так, внутри МКАД для коммерческих перевозок может использоваться транспорт с экологически классом не ниже Euro 3. На самой МКАД транспорт должен отвечать, как минимум, стандарту Euro 2.
В ПДД появились знаки 5.35–5.38 и 8.25, ограничивающие движение в соответствии с ЭК. Это позволяет сделать вывод о том, что в ближайшие годы экологические ограничения распространятся по всем крупным городам страны. Вероятно, речь пойдет не только о коммерческом, но и привычном личном автомобиле. Уже сейчас автомобили с неустановленным ЭК или, не отвечающие стандартам, не могут свободно передвигаться по столице. А таких авто много. Причина в том, что Россия совсем не пионер в области заботы об окружающей среде. Первыми эти ограничения стали устанавливать европейские власти. Местные автовладельцы начали массово и «задарма» сливать фуры и автобусы, не отвечающие новым европейским стандартам, в сопредельные государства, в том числе и РФ. В итоге до половины коммерческого грузового транспорта в России не отвечает новым требованиям. Однако, пока нет системы жесткого контроля в этой сфере и загрязняющие авто продолжают ездить по дорогам всей страны. Но перспектива ужесточения в этой сфере лишь вопрос времени.
Можно ли менять экологический класс машины и как это сделать
У российского автовладельца может встать два вопроса:
- Установить экологический класс для машины ввезенной до 12 апреля 2006 года,
- Изменить экологический класс.
Стоит сказать сразу что изменить экологический класс авто очень сложно. Изменения конструкции (замена двигателя, установка ГБО и т.д.) требуют предварительного согласования с последующей сертификацией. Сделать это более чем затруднительно, а на практике невозможно. На этом фоне в сети есть масса заманчивых предложений заочно присвоить нужный экологический класс автомобилю. Не стоит поддаваться на уговоры мошенников. В лучшем случае доверчивый клиент просто отдаст свои деньги.
В сравнении с изменением ЭК его установление более реально.
Особенно это актуально для машин выпущенных до 2006 года или привезенных из стран, в которых ДК не соотносится с европейским стандартом.
Установить какой ЭК у авто с одного взгляда на двигатель не сможет даже самый опытный профессионал. Дело в том, что ЭК определяется конструктивными особенностями. Внешне они не заметны. Однако, крупные производители все же проводят сертификацию своих грузовиков. Ее итоги оформляются вариативно в виде:
- Сообщения об официальном утверждении типа,
- Одобрения типа.
Сведения об этом указываются на двигателе или кузове грузовых авто. Они наносятся на нестираемый стикер ли металлическую пластинку. Маркировка содержит:
- букву или порядковым номер страны, выдавшей подтверждающий документ, обведёнными кружком: «Е» – для Правил ЕЭК ООН и «е» – для Директив ЕС.
- номер Правил / Директив и порядковый номер Сообщения / Одобрения.
Однако, эти правила касаются лишь автомобилей ведущей семерки европейских производителей. Другие концерны до сих пор могут не гармонизировать свои стандарты с европейским «Euro». Для таких авто остается единственный легальный путь устанавливать действительный ЭК машины.
Порядок внесения ЭК в ПТС
Вносить изменения ПТС имеет право лишь одна структура – ГИБДД.
Для этого владелец должен доказать что его авто относится к тому или иному ЭК. Закон не запрещает как установление так и изменение ЭК. Однако, порядок описан довольно непрозрачно. На практике система работает очень плохо. В этой сфере масса сложностей и противоречий. Так, в 2020 году каждый водитель должен иметь страховку, а значит и талон техосмотра. При этом осматривается двигатель, что предусматривает обязательное указание его экологического класса. На практике авто с неустановленным ЭК благополучно проходят регулярное ТО. На это просто не обращают внимания.
Внимание! Такой же порядок применяется для изменения ЭК. Однако, для старых авто, давно катающихся по дорогам попытка повысить его без предварительной замены двигателя смысла не имеет. Результаты в любом случае будут хуже по причине естественного износа.
Для установления действительного ЭК водитель должен предъявить на выбор:
- Одобрение типа транспортного средства (ОТТС), Получить его можно либо у производителя, либо в официальном его представительстве в РФ. К сожалению, производители крайне редко согласны выдать по запросу официально заверенную копию.
- Свидетельство о безопасности конструкции ТС (СБКТС). Он выдается лишь с 2010 года и далеко не на все модели автомобилей. Для машин, на которые можно получить СБКТС сведения об экологическом классе уже указаны в ПТС.
Если получить их не удалось, то можно попробовать использовать
- официально изданных технических характеристик,
- справочники,
- таблиц
- другие документы документов».
Но даже при наличии таких документов в ГИБДД могут, и скорее всего, затребуют экспертизу. В сети есть масса объявлений с предложением провести экспертизу или даже заочно выдать заключение о нужном классе. Однако единственная организация, которая может выдать сколько-то весомое заключение – Центр испытаний НАМИ. Цена такой экспертизы просто огромная и достигает миллиона рублей в зависимости от марки авто.
Самое неприятное при этом то, что даже проведение экспертизы в НАМИ не дает никаких гарантий внесения изменений паспорт транспортного средства.