Статистика аварийности на дорогах с отменой обязательного техосмотра растет. В стремлении исправить ситуацию Правительство и депутаты приступили к изменению действующего законодательства. Эта статья о порядке прохождения техосмотра автомобиля в 2020 году. Как его сделать, сколько он станет стоить?
Какими будут санкции за покупку и продажу диагностической карты.
Содержание
Какие нововведения произошли в техосмотре
2018 год ознаменовался изменениями в законодательстве, касающемся техосмотра. Часть из него уже вступила в силу, другие же находятся на рассмотрении.
Главное, чего хотят добиться законодатели, вводя новые правила техосмотра автомобиля в ГИБДД в 2020 году – вернуть реальный техосмотр, прекратить покупку диагностических карт и, как следствие, снизить аварийность по причине неисправности транспортных средств.
Внимание! По новому регламенту проходить ТО должна каждая машина старше 3 лет. До 7 летнего возраста это нужно делать каждые 2 года. Затем ежегодно.
Диагностическая карта станет электронной. Ее нельзя будет забыть или потерять. Все сведения будут доступны в режиме онлайн в специальной базе техосмотора. Документ будет оформляться в любом случае, вопрос какие отметки в нем поставят, вплоть до несоответствия стандартам.
Предполагается, что скоро техосмотр будет в обязательном порядке записываться на видео. Это станет подтверждением того, что машина прошла реальное ТО. На записи должно быть ясно виден номер авто, календарное число и место проведения манипуляций.
Пройти процедуру ТО можно будет в любом населенном пункте, а не только по месту регистрации собственника. Однако льготами, например пенсионерам, по прежнему, можно будет пользоваться исходя из регистрации по месту жительства, если это предусмотрено местным законодательством.
Запись на технический осмотр в режиме онлайн существенно облегчит жизнь водителей и, теоретически, предотвратит образование очередей.
Изменился перечень того, что будут более тщательно осматривать техэксперты. Особое внимание теперь будет уделено пассажирскому и грузовому транспорту. Теперь обо всем этом подробнее.
Что будут проверять
Теперь особое внимание уделяется переделкам. Даже не самым значительным. Условия прохождения ТО и требования к исправности авто стали существенно выше.
Внесение даже небольших изменений, которые не предусматривались производителем, станет причиной для отказа в выдаче карты. Не важно, добавил собственник что-то или убрал. Не предусмотрено заводом – долой, или уезжать без ТО.
С тонировкой или наклеиванием украшений фар любого размера придется проститься. Это касается любого затемнения оптики и даже бронепленки.
Газовое оборудование должно быть только зарегистрированным и одобренным ГИБДД.
Если резина шипованная, то на всех колесах. Нельзя оставить шипы только на передней или задней оси.
Аптечка, огнетушитель и аварийный треугольный знак остановки неизбежно и всегда должны быть в машине. Теперь аптечка упоминается не только в ПДД.
Исправность рулевого механизма. Не должно быть никаких следов деформации, неисправностей и подтекания жидкостей.
Стеклоочистители и стеклоомыватели должны полностью соответствовать заводской конструкции.
Стоимость техосмотра
Стоимость ТО регулируется в основном местными нормативными актами. В соответствии с ним в среднем по стране цены таковы:
- 800 р. для легковушки;
- 240 р. для мототранспорта;
- Прицепы до 3.5 тонн – 600 р.;
- Прицепы массой свыше 3.5 тонн 1000 р.
Приведенные цены актуальны на данный момент. Однако, скорее всего они вырастут. Дело в том, что сейчас до 80 % сервис центров для ТО – липовые. В них нет ни экспертов, ни оборудования. Карты просто продаются. Если они захотят вести реальную деятельность, то придется на все это потратиться. Явно это будет сделано с учетом удорожания услуг. Кроме того, станет сложнее продавать ТО, а значит, оно станет дороже.
Уголовная и административная ответственность за техосмотр
Нужно разделять уже имеющуюся юридическую ответственность за техосмотр и ту, которая только может появиться в действующем законодательстве в результате поправок внесенных законопроектом в Государственную Думу на рассмотрение.
Сейчас штраф за отсутствие техосмотра грозит лишь водителям отдельных категории автомобилей:
- такси;
- пассажирских автобусов;
- грузовиков оборудованных для перевозки людей;
- транспорта для опасных грузов.
Все остальные могут спокойно ездить без диагностической карты. Другое дело, что она нужна для покупки ОСАГО. Однако, за само отсутствие ТО водителей обычных легковушек пока оштрафовать не могут.
Уголовная ответственность пока существует только за подделку и предъявление поддельной диагностической карты по ст. 327 УК РФ. Однако, скоро ситуация изменится.
Если будут одобрены поправки в КоАП, то административная ответственность возникнет за:
- езду без техосмотра даже на обычно личной легковушке – 2 т. р.:
- внесение ложных данных о техосмотре в автоматизированную систему для физ. Лица – 5 – 10 т. р.;
- осмотр автомобиля за пределами своей аккредитации для эксперта – 3-5 т.р.;
- оказание услуг по ТО организацией, не внесенной в реестр операторов 30 – 50 т.р.;
- техосмотр организацией вне пределов ее аккредитацией – 30 – 50 т. р.
Внимание! Повторные нарушения будут касаться дисквалификацией для физ. лиц и десятикратными штрафами в наказание для организаций.
Поправки в УК РФ коснутся лишь тех, кто проводит ТО и выдает диагностическую карту без аккредитации РСА. Таким лицам грозят штрафы до 300 т. р., а в отдельных случаях лишение свободы на срок до 5 лет. Последнее может применяться, если сервис – центр извлекал крупный размер прибыли, либо если деяние совершалось группой лиц.
Вводя эти нормы, законодатель надеется вернуть реальный техосмотр для водителей. Предполагается, что станет невозможным купить диагностическую карту. Однако, нужно реально оценивать ситуацию. Скорее всего, система просто изменится, а карта, вероятно, станет дороже.
Штрафы с камер
В рамках пакета поправок в УК и КоАП РФ, внесенных в Государственную Думу в августе 2018 года, предполагается не только ввести штрафы за отсутствие техосмотра для всех категорий транспортных средств. В соответствии с ними, решение о применении штрафных санкций принимается на основании результатов видеофиксации с камер наблюдения, расположенных на улицах города.
Камеры будут снимать все проезжающие машины и передавать данные для обработки. В ходе проверки полученные сведения будут сверяться с данными базы техосмотра. Если окажется, что машины в ней нет, то водитель получит « письмо счастья».
Сколько бы камер за день не проехала машина, штраф придет один за сутки. Однако, учитывая его размер – 2000 рублей, за неделю уже набегает приличная сумма.
Теоретически это вполне возможно. Да, на практике проект реализовать сложно, но можно. Для примера стоит посмотреть на Москву, где уже 1 сентября 2018 года планировалось начать штрафовать за отсутствие полиса ОСАГО по камерам видеонаблюдения. В последний момент реализация проекта была отложена по причине недостаточности правовой базы. Но если бы новинка пошла в массы, то это было бы отчасти и штрафом за отсутствие ТО. Ведь купить полис ОСАГО без диагностической карты невозможно.
Кроме того, как любая автоматическая система база техосмотра иногда дает сбои. Данные попадают туда не мгновенно. Есть риск внесения и ложных сведений. То есть, пока вопросов о практическом применении штрафов с камер пока достаточно.
Особенно если рассматривать проект в рамках всей России, а не отдельно взятого города.
Когда изменения вступят в силу
Часть изменений в силу уже вступили. Произошло э то после принятия Постановления Правительства РФ № 148 от 12.02.2018. В соответствии с ним ужесточились правила проведения техосмотра, определено время его проведения в минутах.
Что касается новых административных штрафов, уголовной ответственности и видеофиксации проезда на машине без диагностической карты, то это только проекты. Они до сих пор не вступили в законную силу и лишь готовятся к рассмотрению. Говорить об их вступлении в силу даже в части стоит не ранее 2020 года. Однако, и это даже относительно не точная дата. Ведь о введения видеофиксации для ОСАГО говорили еще в 2016 году. На практике ее нет до сих пор.
Итак, очевидно, что назрели изменения в законодательном регулировании прохождения техосмотра. Частично поправки в действующее законодательство внесены, но большая их часть лишь ждет рассмотрения. На то есть вполне ясные основания. На дорогах растет аварийность по причине неисправности транспортных средств, а львиная доля диагностических карт покупается в комплекте с полисом автострахования. С твердой уверенностью можно утверждать, что в ближайшее время эта сфера деятельности подвергнется значительным изменениям.