Изменения в законодательстве о техническом осмотре автомобилей назрели давно. Растет аварийность с момента отмены в 2012 году обязательного получения талона техосмотра для легкового транспорта. По статистике, лишь каждая пятая диагностическая карта получена по результатам реального осмотра в аккредитованном пункте. В этом материале даны ответы на вопросы о том, как теперь пройти техосмотр для ОСАГО по новому закону в 2020 году, и какие изменения ждут россиян в этой области в ближайшее время.
Содержание
Что нового в законодательстве о техосмотре
В 2018 году прошли две волны изменений в российском законодательстве, касающемся технического осмотра автомобилей. Первая из них касается сути ТО. Ужесточен контроль за состоянием автомобиля. Определено время и регулярность его проведения.
Теперь машина, которой нет 3 лет, освобождается от обязанности проходить осмотр. По достижении этого возраста и до 7летия автовладелец должен посещать любой аккредитованный пункт ТО раз в 2 года. После истечения 7 летнего срока получение диагностической карты станет ежегодным.
Теперь не имеет значения, в каком регионе зарегистрирована машина или собственник. Пройти ТО можно в любом аккредитованном пункте.
Выдача документа о прохождении ТО проводится независимо от исправности автомобиля. Запись в нем будет разная. Если машина не пригодна к эксплуатации будут сделаны соответствующие пометки.
Внимание! Ожидается введение обязательной видеофиксации каждого процесса ТО. Исходя из видео, станет ясно где, когда и какая машина была осмотрена.
Что будут проверять
Наиболее значимые для рядового автомобилиста изменения коснулись непосредственно требований к состоянию автомобиля. Теперь эксперт будет проверять всеми доступными способами, включая технические дополнительно:
- Состояние рулевого механизма. Не допускается не только его повреждения, но и подтекания жидкостей из гидроусилителя руля.
- Наличие переделок не предусмотренных заводом. Это коснется всего и нештатного ксенона, порогов, обвесов и т.д.
- Чистоту и светопроницаемость фар и осветительных приборов. Теперь не допускается не только тонировка фар, но и любые наклейки на них, даже бронепленку придется снять перед осмотром.
- Наличие регистрации всех допустимых модификаций. Если машина была переведена на газ, то об этом должны быть сделаны соответствующие пометки в документах.
- Установку шипованной резины. Если зимой на авто ставится шиповка, то делать это надо ан все 4 колеса и никак иначе.
- Наличие аптечки. Теперь она не только полезное упоминание в ПДД. Это обязательное комплектующее любой машины, водитель которой надеется успешно получить диагностическую карту.
Уже сейчас слышны голоса недовольных автомобилистов, которые уверяют, что пройти честным путем осмотр автомобиля станет не возможно, что-то да найдется. В итоге, так или иначе, придется платить эксперту.
Штрафы и санкции
До сих пор штрафные санкции по КоАП за не пройденный техосмотр грозят только водителям пассажирского транспорта (такси, автобусы) грузовиков, оборудованных для транспортировки людей, и перевозчикам опасных грузов.
В 2018 году в Государственную Думу внесен законопроект о поправках в УК и КоАП. По ним любой водитель, машина которого не найдется в единой базе техосмотра, должен будет заплатить штраф в 2000 рублей. Первоначально предполагалось ограничиться суммой в 800 р., но в ходе рассмотрения размер штрафа вырос.
Нарушителей будут ловить по камерам. Днем они будут снимать все проезжающие автомобили, а ночью в информационном центре данные обработаются, и нарушители получат письма со штрафами. За каждый день без диагностической карты выпишут один штраф. Эту систему уже планировалось обкатать в Москве. В первый день осени 2018 года камеры должны быть начать фиксировать машины, которые едут без ОСАГО. Система запущена не была. Причиной названа недостаточность правовой базы. Касательно техосмотра нормативные акты заведомо разрабатываются с учетом возможности видеофиксации нарушителей.
Размеры штрафов
Вводится административная и уголовная ответственность для операторов, оказывающих услуги по ТО с нарушением границ аккредитации, без нее или вносящих ложные данные в базу техосмотра.
Техэксперы заплатят:
- 5- 10 т.р. за внесение недостоверных сведений в базу техосотра;
- 3- 5 т.р. за проведение ТО автомобиля неаккредитованной для них категории.
Санкции для организаций будут жестче. 30 – 50 тысяч рублей придется заплатить сервис – центру который:
- Осматривал авто не аккредитованных категорий, при условии что по другим категориям разрешение есть;
- Работал по ТО, не будучи внесенным в реестр операторов.
Штрафы для первого раза не кажутся слишком серьезными. Если их окажется не достаточно, то дважды пойманный эксперт лишится аккредитации. Организация, которая второй раз га год попалась на таком нарушении заплатит штраф от 300 дол 500 т.р.
Внимание! Уголовная ответственность наступает для лиц, которые оказывали услуги по проведению ТО без какой – либо аккредитации РСА.
Наказания варьируются от крупного штрафа в 300 т. р. до 5 лет лишения свободы за:
- Совершение преступления группой лиц;
- Извлечение прибыли от противоправной деятельности в крупном размере.
Пока не очевидно насколько эффективными окажутся этим меры, но то, что купить диагностическую карту станет дороже вполне прогнозируемый факт.
Цена техосмотра
Новое законодательство о техосмотре отдает контроль за его стоимостью в полное распоряжение региональных властей. Сейчас цена диагностической карты для легкового авто варьируется от 6000 до 800 рублей. Онлайн ее можно купить и дешевле. Главное не попасться в сети мошенников. Мотоцикл или мопед обойдут в 200 – 300 р. Грузовики – дороже 1000.
С введением новых требований предполагалось удорожание ТО, особенно с учетом роста ставок по ОСАГО. Пока этого не произошло. Однако с принятием поправок в УК и КоАП РФ ситуация может измениться, какие-то операторы просто уйдут с рынка, другие, возможно, поднимут цены. Поможет ли это вернуть машины к реальному осмотру – покажет время.
Изменения в ТО для жителей Москвы
Москвичей ждут те же изменения что и других российских автолюбителей. Сохраняется возможность бесплатного прохождения техосмотра для пенсионеров. Для этого так же нужна регистрация по месту жительства в столице. Льготное ТО сохранится для одной машины.
Внимание! Скорее всего, именно здесь запустится пилотный проект по видеофиксации нарушителей правил обязательного ТО. Здесь будут получены первые штрафы в случае принятия поправок в КоАП.
Когда изменения вступят в силу
Часть изменений уже вступила в силу в начале 2018 года. Так, уже расширен перечень требований к состоянию автомобиля в соответствии, исправности его комплектующих, наличию аптечки. Все данные по диагностической базе уже можно найти в единой базе ЕАИСТО.
Однако львиная доля изменений касающихся усиления административной и введения уголовной ответственности за нарушения в сфере проведения технического осмотра пока в силу не вступили. Соответствующие поправки в КоАП и УК РФ лишь находятся на рассмотрении, и ждать их вступления в законную силу раньше 2020 года не стоит. При этом важно, что эти поправки нашли горячую поддержку среди представителей министерств и ведомств, например Минтранса и ГИБДД. Поэтому надеяться, что ответственность и контроль за ТО не усилятся не стоит. Это лишь вопрос времени.