По статистике до 80 % пунктов технического осмотра в России – липовые учреждения. У них по факту нет ни оборудования для его проведения, ни экспертов. Лишь каждая пятая диагностическая карта получена в результате реального осмотра. Этот материал о том, какой может быть уголовная ответственность за поддельный техосмотр в 2020 году и кому она грозит.
Существует ли уголовная ответственность за поддельный техосмотр
Несмотря на то, что статистика показывает более чем 20% ный рост аварийности из-за неисправности транспортных средств с 2012 года уголовной ответственности за отсутствие диагностической карты в салоне автомобиля или ее покупку для водителя нет. Но это касается только подлинных карт, приобретенных у аккредитованного центра.
Внимание! А вот лицам осуществляющим продажу подделок, а равно предъявляющих заведомо поддельный документ грозит ответственность по ст. 327 УК РФ.
Изготовление и продажа поддельной диагностической карты грозят:
- ограничением свободы на срок до 2 лет;
- принудительными работами на срок до 2 лет;
- арестом на срок до полугода;
- лишением свободы на срок до 2 лет.
Некоторые автомобили все еще обязаны пройти техосмотр под угрозой штрафа. Их перечень есть в ч.2 ст.12.1 КоАП РФ. Предъявление заведомо поддельной диагностической карты карается по ч.3 ст. 327 УК РФ:
- штрафом до 80 тысяч рублей или в размере дохода за полгода;
- обязательными работами до 480 часов;
- исправительными работами на срок до 2 лет;
- арестом на срок до шести месяцев.
Итак, даже сейчас фальшивая диагностическая карта и действия ней не так безобидны. Однако, уже сейчас есть перспектива усиления ответственности наказания оператора техосмотра за фиктивный техосмотр.
Каким будет наказание за фиктивный техосмотр
Что имеется в виду, когда говорится о «фиктивном» техосмотре? С точки зрения юридической ответственности будет две такие ситуации:
- Подлинная диагностическая карта выдана заведомо неисправной машине пунктом ТО имеющим право проведения техосмотра;
- Карта выдана сервис центром, который не имеет права на ведение такой деятельности.
В обоих случаях стороне, выдавшей карту ТО, грозит внушительная ответственность, вопрос лишь административной или уголовной она будет.
Размер наказаний
Ни для кого не секрет, что сейчас львиная доля диагностических карт куплена. Машина, разве что проезжала мимо пункта осмотра. Более вероятно, что талон был проплачен одновременно со страховкой у страховщика. Теперь такая деятельность будет караться штрафом. По уже действующему законодательству штраф от 5 до 10 тысяч рублей грозит сотруднику центра, подписавшему техосмотра для заведомо неисправной машины или «заочно». Теперь ситуация изменится, перечень наказаний пополнится штрафами:
- 5 -10 тысяч рублей за внесение недостоверных данных в автоматизированную систему данных о техосмотре для физических лиц;
- от 3 до 5 тысяч для физических лиц – экспертов за осмотр автомобилей кроме аккредитованной для него категории;
- 3 – 5 тысяч для физических лиц – экспертов, не внесенных в реестр операторов ТО, но осматривающих авто;
- от 30 до 50 тысяч для юридических лиц и организаций, не внесенных в реестр операторов, но оказывающих услуги по выдаче диагностических карт на автомобили.
- от 30 до 50 тысяч для юридических лиц выдающих диагностические карты на авто кроме аккредитованных категорий.
В случае вторичного нарушения даже административные наказания станут более суровыми. Эксперта, который второй раз совершил такие нарушения, дисквалифицируют за срок до 3 лет. Юридическое лицо или компанию в таких случаях заплатит десятикратно увеличенный штраф от 300 до 500 тысяч рублей.
Поправки в УК РФ предусматриваю уголовную ответственность для юридических лиц, которые не были аккредитованы РСА для такой деятельности, но фактически оказывают услуги по проведению технического осмотра и выдаче липовых диагностических карт.
Внимание! В лучшем случае виновному грозит штраф до 300 тысяч рублей.
Совершение преступления при обнаружении квалифицирующих признаков грозит лишением свободы на срок до 5 лет. Речь идет о:
- Совершение преступления группой лиц.
- Получение от преступной деятельности дохода в крупном размере.
В ходе поправок список деяний, за которые грозила бы уголовная ответственность, сократился. В текущем виде поправки в УК нашли одобрение от Минтранса, РСА, Ространснадзора и ряда органов исполнительной власти. Осталось лишь дождаться их одобрения в Гос. Думе и подписания Президентом РФ.
Когда вступят в силу поправки о техосмотре в УК
В августе 2018 года в Гос. Думу РФ был внесен пакет документов, направленных на изменение ситуации в сфере техосмотра. Данные о законопроектах, предусматривающих внесение поправок и в КоАП и в УК РФ, появились на сайте органа законодательной власти. Однако, от внесения до рассмотрения может пройти некоторое время. Полное же рассмотрение может растянуться на месяцы. Даже если речь о столь одобряемом органами власти проекте. Предполагается, что вводимые штрафы существенно пополнят казну и вернут реальный техосмотр.
На практике, в лучшем случае законопроекты будут рассмотрены осенью. Вряд ли стоит ожидать изменений ранее 2020 года. Такой вывод можно сделать и исходя из того что штрафы за не пройденное ТО предполагается фиксировать посредством камер видеонаблюдения. В столичном регионе такой пилотный проект для контроля ОСАГО предполагалось запустить в сентябре 2018. Не вышло. Исходя из этого вывод – в 2018 году диагностические карты так же будут покупаться. Реализуются ли изменения, и как это будет на практике – время покажет.