Один из документов, не обходимый для проведения сделок купли-продажи с любым недвижимым объектом, в том числе и с частным домом – кадастровый паспорт. С 1 января 2017 года вместо него стала выдаваться выписка из ЕГРН. Это произошло в результате слияния государственного кадастра и ЕГРП. Сущность же и назначение документа остались прежними. Как получить кадастровый паспорт на дом построенный на земельном участке под ИЖС? Зачем он нужен? И на каком основании заявителю могут отказать в выдаче документа? Ответа на этот вопрос в предложенном материале.
Содержание
Что такое кадастровый паспорт
Кадастровый паспорт – один из документов, не только подтверждающий право собственности на дом, но и содержащий информацию о самом объекте недвижимости. По сути, это документ, консолидирующий все сведения, которые есть у Росреестра относительно конкретного недвижимого имущества.
Система оформления кадастровых паспортов предназначена для:
- Учета права собственности на строения;
- Учета обращения домов;
- Фиксации планировки помещений и недопущения ее незаконных изменений;
- Регистрации введения в эксплуатацию новых объектов.
Эта выписка из кадастрового реестра потребуется для совершения любых действий связанных с передачей права собственности на дом.
В отличие от технического, кадастровый паспорт, скорее, предназначен для прояснения вопросов, связанных с правом собственности на дом, нежели на строительные аспекты. Однако некоторые из них все же отражены в нем. Выписка из ЕГРН выдается на основании сведений, содержащихся, том числе ив техническом паспорте. В отличие от него, она не потребуется для решения вопросов связанных с определением сроков капитального ремонта или начисления коммунальных платежей.
Как выглядит кадастровый паспорт на дом
Стандартный кадастровый паспорт на дом состоит из 2 листов формата А 4, схемы расположения с привязкой к системе координат. На первой странице указывается общая информация о доме:
- Дата регистрации в реестре;
- Тип объекта недвижимого имущества;
- Назначение сооружения;
- Краткое описание дома;
- Цена объекта, применяемая для налогообложения;
- Кадастровый номер (в том числе и те, которые были ранее);
- Информация о праве собственности на дом, ограничениях и обременениях;
- Полный адрес объекта.
На втором листе можно найти поэтажный план помещения. Здесь не только изображается планировка, но и указывается площадь каждого помещения с точностью до сотых долей метра. Под схемой ставится подпись лица составившего документ. В кадастровом паспорте нет экспликации.
Где и как получить
По факту получить выписку в 2020 году может любой желающий сделать это можно как лично, так и в режиме онлайн. Документ выдается в бумажном или электронном виде по запросу заявителя. Для первичного получения в кадастрового паспорта собственник или его представитель должен обратиться в:
- территориальное отделение Росреестра;
- многофункциональные центры;
- компаниям посредникам, которые выполнят все регистрационные процедуры от имени собственника за отельное вознаграждение.
С учетом того, что каждый случай уникален для успешного получения кадастрового паспорта стоит придерживаться простой инструкции:
Получить консультацию в органе уполномоченном выдавать документ или хотя бы в БТИ.
- Собрать документы.
- Оплатить пошлину.
- Составить заявление.
- Подать документы.
После этого останется подождать изготовления несколько дней. Срок ожидания обычно не превышает 3 недель.
Внимание! Для дачных домов в СНТ порядок оформления несколько упрощен.
Можно ли оформить онлайн?
С 1.01.2017 года кадастровый паспорт был упразднен и вместо него выдается выписка из ЕГРН. Таким образом, когда рассматривается получение кадастрового паспорта онлайн фактически имеется в виду выписка из ЕГРН. Ее вполне можно заказать онлайн.
Выписка может быть электронной или бумажной. Электронную можно получить быстрее. Она доступна любому заявителю. Достаточно заплатить 200 р физическому лицу или 600 р. для юридических. Заказать ее можно на официальном сайте Росреестра, портале госуслуг или на сайтах посредниках. Во втором случае может не быть графической части документа. Однако работают посредники часто быстрее.
Пошаговая инструкция будет выглядеть так:
- Перейти на страницу заказа выписки из ЕГРН официального сайта Росреестра https://rosreestr.ru/wps/portal/p/cc_present
- Указать данные дома:
- Тип объекта;
- Кадастровый или условный номер, если он известен;
- Точный адрес сооружения (от города и области до улицы и номера дома);
- Указать адрес для получения выписки. Если выбран электронный вариант выписки, то в строке адрес указываем электронную почту. Если нужна бумажная выписка, то нужно определиться со способом получения. Это будет либо Почта России с указанием домашнего адреса, либо территориальных отделения Росреестра если в регионе есть акая возможность.
- Ввести капчу для подтверждения.
- Затем выбирается переход к заполнению сведений о заявителе. Нужно заполнить несколько полей об имени, паспортных данных, СНИЛСе и контактных данных обращающегося лица.
- После этого ставится галочка выражающая согласие на обработку персональных данных.
- Теперь можно перейти к прикреплению прилагаемых документов и «проверке данных».
- Последний шаг – отправка запроса.
После отправки запрос будет зарегистрирован и ему будет присвоен номер, который стоит записать. На электронную почту придет письмо с данными для оплаты пошлины. Перейдя по ссылке и пользуясь кодом в письме нужно оплатить сбор.
В течение 3 или чуть больше дней заявитель получит запрошенный документ.
Какие документы нужны
Существует жестко определенный перечень документов для постановки дома на кадастровый учет. Если заказывать выписку из ЕГРН в режиме онлайн не составит труда для любого имеющего нужные сведения, то поставить постройку на учет придется лично. Для этого в МФЦ или отделение Росреестра нужно предоставить:
- Заявление о выдаче кадастрового паспорта (заполнить бланк можно на месте);
- Паспорт заявителя;
- Тех.паспорт сооружения.
Внимание! Если заявление от имени собственника подает представитель, то он должен предоставить нотариально заверенную доверенность. Все подаваемые копии документов так же заверяются нотариально.
Сколько стоит оформление
Расходы на получение выписки или паспорта будут зависеть от того самостоятельно ли оформляется документы. При самостоятельном оформлении физическое лицо заплатит 200 р. а юридическое 600р. При обращении к посредникам эта сумма может вырасти до 5000 р. Причина такой цены услуг в том, что обычно она совмещается с каким-то другими и предусматривает консультации. На практике получить документ самостоятельно совсем не трудно.
Срок действия
Ответ на вопрос о сроке действия кадастрового паспорта прямо связан с актуальностью содержащейся в нем информации. С одной стороны, закон не содержит четких указаний на ограничения «срока годности» этого документа». Однако, кадастровая переоценка и инвентаризация проходят раз в 5 лет. Это значит, что вместе с ними могут измениться и фактические данные. В таком случае документ нужно будет обновить.
Кроме того, если была произведена перепланировка, пристройка и т.д. потребуется получить новый кадастровый паспорт, предварительно внеся все необходимые изменения в Росреестре.
Нередко, видя кадастровый паспорт не первой свежести покупатель просит обновить его. Дело в том, что за долгое время сведения могли потерять актуальность, а покупатель хочет быть уверен, что не было произведено никаких незаконных перепланировок, и документ не устарел.
Можно ли внести изменения
Как и в любой документ в КП можно внести изменения. Обычно это происходит:
- При смене правообладателя;
- Наложении обременений;
- Проведении перепланировки.
Так как обстоятельства, потребовавшие внесения изменений в КП на дом могут быть разными необходимо предварительно посетить организацию, где можно подучить консультацию по вопросам внесения поправок. Для этого подойдут:
- МФЦ;
- Отделения Росреестра;
- Организации, оказывающие посреднические услуги в сфере регистрации недвижимости.
После этого необходимо оплатить пошлину за внесение изменений и собрать документы:
- Паспорт собственника или его представителя по доверенности;
- Документ о праве собственности на дом;
- Доверенность. Если обращается не сам собственник;
- Заявление;
- Документы, на основании которых вносятся изменения. Это могут быть:
- Решения судов;
- Заключения кадастрового инженера;
- Решения о переводе из жилого в нежилой фонд и т.д.
Здесь же можно проверить актуальность сведений в Росреестре.
Не стоит путать внесение изменений с правками ошибок или оформлением нового объекта. Говорить об изменениях можно при перепланировке, небольшой пристройке, но не возведении рядом с домом в деревне нового отдельного сооружения.
Основания для отказа в выдаче
Отказ в выдаче паспорта вполне может быть правомерным, если на то есть основания. Так, невозможно его получить если:
- Аккредитованный инженер не утвердил технический план;
- Подаются документы на кадастровый паспорт неизолированной от остального строения части дома;
- Дом образовался из объекта, данные по которому числятся временными;
- Неправильно собран пакет документов;
- Заявление составлено с ошибками, исправлениями или вовсе не заполнено полностью;
- Объект регистрируется по уже занятому другим зданием адресу;
- При регистрации возникнут противоречия в базе данных Росреестра.
Еще один важный момент – выдача кадастрового паспорта на самовольную постройку. Сделать это можно будет только после ее регистрации в законном досудебном или судебном порядке. В любом случае собственником сможет стать лишь владелец участка, независимо от того кто возвел сооружение. До тех пор в выдаче КП будет отказано.
Так или иначе, практически все проблемы, мешающие получению кадастрового паспорта устранимы. Уже несколько лет наличие кадастрового паспорта обязательно для проведения любых сделок с отчуждением права собственности на дом. Поэтому придется потратить некоторое время, но получить выписку из кадастра все же придется.