С 1991 года в Российской Федерации действует программа бесплатной приватизации. До недавних пор оформление предполагало посещение нескольких отдельных инстанций. Это делало процедуру весьма долговременной и затратной, вынуждало обращаться к посредникам. С открытием в населенных пунктах многофункциональных центров ситуация упростилась. Теперь большую часть справок можно собрать в одном месте и тут же подать документы. Этот материал о том, как оформляется приватизация квартиры через МФЦ, кто может воспользоваться услугой и что для этого потребуется, на каких основаниях возможен правомерный отказ в 2020 году.
Содержание
Кто может приватизировать через МФЦ
Обратиться в МФЦ может каждый, кто отвечает требованиям ст. 2 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991. Для этого лицо должно отвечать следующим требованиям:
- Иметь право пользования помещением государственного или муниципального жилищного фонда;
- Не участвовать ранее в приватизации. Исключение из правила лица, которые участвовали в программе в возрасте до 18 лет.
Подавать документы могут жильцы самостоятельно или через представителя. Представлять может один жилец всех, либо можно обратиться в специализированные агентства. Если право на приватизацию одной квартиры имеет сразу несколько граждан, то приватизировать часть помещения без согласия каждого из них или письменного нотариального отказа невозможно.
Внимание! Встречаются случаи, когда одно или несколько лиц, имеющих право на участие в приватизации помещения, проживает фактически в другом месте или безвестно отсутствует. В таком случае у остальных жильцов есть право обращения в суд.
Пошаговая инструкция
Создание МФЦ имело целью облегчение для граждан бюрократических процедур и снижение временных затрат. Во много это удалось. Теперь для оформления приватизации достаточно:
- Выбрать ближайшее МФЦ в своем регионе.
- Найти на официальном сайте МФЦ телефон учреждения и позвонить. Можно заранее задать вопросы об оказании услуги по передаче жилых помещений муниципального жилищного фонда в собственность граждан в порядке приватизации.
- Третий шаг это сбор и подача документов.
Документация
Перечень документов, которые нужно предоставить для оформления госуслуги по приватизации определяется региональным нормативным актом. Поэтому приведенный здесь список будет усредненным для всей территории страны. Часть необходимых материалов может быть запрошена без участия заявителя по программе взаимодействия органов власти. В большинстве регионов до посещения МФЦ нужно собрать:
- Паспорт заявителя и его копии. Оригинал достаточно предъявить, а копии придется оставить. Так же потребуются паспорта всех лиц зарегистрированных в помещении которые имеют право участвовать в заключении договора, вне зависимости от того станут они использовать свое право или откажутся от него. Для лиц младше 14 лет предъявляется свидетельство о рождении.
- Нотариально заверенная доверенность если документы подает представитель.
- Выписка из ЕГРН о существующих правах и обременениях на объект недвижимости.
- Технический паспорт на помещение. Если его нет, то есть возможность заказать документ на месте. До этого можно обратиться за услугой БТИ. Оформление займет пару недель.
- Справка о том, что заявители ранее не участвовали в приватизации. Заказать ее так же можно непосредственно в МФЦ.
- Договор социального найма или ордер. В некоторых регионах ордер приходится предварительно заменять на договор. Есть субъекты, где предоставление этого договора не требуется вовсе.
- Выписка из домовой книги. Эта справка содержит сведения о тех, кто на текущий момент зарегистрирован в помещении постоянно или временно. В большинстве регионов ее запросят сами работники МФЦ.
В зависимости от обстоятельств могут потребоваться:
- Согласие органов опеки, если родители хотят исключить ребенка из участников приватизации.
- Решение суда о признании гражданина недееспособным или об ограничении дееспособности. Требуется для представительства опекунами.
- В случае смены фамилии нужны документы, подтверждавшие это: свидетельства о браке, разводе, смене фамилии и т.д.
- Для участия в приватизации осужденных потребуется приговор суда и справка о нахождении ив местах лишения свободы.
Внимание! Дополнительно, непосредственно при подаче документов заявителю придется составить заявление на приватизацию. Бланк нужно заполнить полностью. При необходимости сотрудник центра поможет и ответит на все возникшие вопросы.
Стоимость
Сами по себе услуги МФЦ бесплатны. Закон не предусматривает пошлин непосредственно за оформление приватизации. Однако есть сопутствующие расходы даже при самостоятельном оформлении:
- за регистрацию права собственности – 2000 рублей,
- технический паспорт БТИ— от 1000 рублей. Цена зависит от тарифа региона,
- выписка из ЕГРН от 200 рублей,
- выписка из домовой книги – 200 рублей.
Дополнительно могут потребоваться расходы на:
- Согласование перепланировок. В таком случае придется оплатить штраф в размере 2500 рублей плюс сам процесс согласования порядка 50 000 рублей.
- Представителя по доверенности. Если речь не идет об агентстве, то это пример 1000.
- Обращение в суд в случае несогласия кого-либо из жильцов предусматривает оплату подачи искового заявления.
- Оплату долгов по коммунальным услугам. Закон прямо не говорит, что квартиру нельзя приватизировать при наличии долгов. Однако на практике требуется предоставить выписку с лицевого счета, которая подтвердит полную оплату по счетам. Сама выписка будет стоить порядка 200 рублей. Если есть долги, то их все же стоит по возможности погасить.
- Нотариальный отказ от приватизации если кто-то из жильцов этого хочет – 2000 рублей.
Не все жильцы согласны заниматься приватизацией лично. Эти заботы готовы принять на себя специализированные агентства. Конечно, это предусматривает дополнительные расходы. Их размер будет зависеть от прайса организации.
Сроки
Стандартный срок рассмотрения вопросов приватизации через МФЦ – 2 месяца. По итогу заявитель получит или готовый договор передачи квартиры в собственность или мотивированный отказ.
Есть возможность ускорить оформление некоторых документов. Сэкономит время и обращение к посредникам. И тот и другой пути потребуют весомых денежных затрат. Однако, ускорить его можно и при самостоятельном оформлении. Для этого нужно:
- Предварительно согласовать перепланировки,
- Достигнуть согласия всех жильцов по поводу участия в приватизации.
Внимание! Вне зависимости от того сам подаст документы заявитель или через представителя срок рассмотрения будет прежним – 2 месяца.
Сократить можно лишь время подготовки документов.
Основания для отказа
Отказ возможен как на стадии принятия документов, так и после них. Так не примут заявление в МФЦ в случае:
- Отсутствия полного пакета документов,
- Повреждения документов, которые не дают правильно истолковать их содержание,
- Зачеркиваний, подчисток в документах или иных исправлений, которые вызывают сомнения в подлинности документа,
- Подачи документов не уполномоченным лицом.
Порой после 2 месяцев рассмотрения, а часто и раньше заявитель получает отказ. Причины его прямо перечислены в местных нормативных актах:
- Квартира не числится в муниципальной собственности,
- Помещение арестовано или получен запрет на приватизацию,
- По результатам межведомственного запроса документов получен отказ,
- Заявитель ранее уже участвовал в приватизации,
- Квартира не может быть приватизирована из-за аварийного состояния, расположения в закрытом военном городке, и по иным основаниям, предусмотренным ст. 4 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991
- Нарушены условия приватизации, предусмотренные ст. 2, 4,7, 11 Закона РФ №1541-1 от 04.07.1991
Неправомерный отказ можно обжаловать в суде.