«Гниющие пруды и чувство дома»: Питер глазами дизайнера

«Гниющие пруды и чувство дома»: Питер глазами дизайнера

ЕБЕвгений БогучарскийСеверная столица славится своей толерантностью ко всему креативному.

«РосБалт» продолжает цикл интервью «Питер глазами». Это взгляд на наш город тех, кто успел поездить по стране (или по странам), осел в Северной столице и может сравнить, в чем Санкт-Петербург выигрывает, а где отстает. Сегодня гостья рубрики — дизайнер, digital-иллюстратор Анжеликой.

— Сколько лет ты уже занимаешься дизайном? Как пришла в профессию?

— С детства я мечтала стать художником, как мой дедушка. В школе обожала физику, черчение, рисовала за всех. Но в какой-то момент я ударилась в естествознание. В итоге прошла в университет по лесохозяйственному профилю, позже работала семь лет в северной Гидрометеослужбе — в головном офисе и отделе, где зона моей ответственности была огромна. После таких работ люди шутят «я прошла афганскую войну…».

Но в итоге поняла, что это не навсегда. Поступила в один из питерских вузов на специальность, связанную с архитектурой, ландшафтами, проектированием городских открытых пространств, дизайном. Там я почувствовала себя счастливой и нужной. Параллельно продолжала работать. В 2025-м защитилась на «отлично», сделала проект эксплуатируемой кровли «родного» своего Гидрометцентра — и уволилась из него тут же, даже не показав результат никому на работе. Решила пока практиковаться в дизайне. Причем работа подвернулась не интерьерная как можно было ожидать, а связанная с графическим дизайном. Я профессионально рисую на iPad в специальных программах с 2022 года. Просто купила — и сама научилась. Никаких курсов. Сейчас у меня, конечно, «проседают» некоторые моменты, мне в спешке приходится изучать другие графические редакторы. Но теперь я счастлива. И вообще — обожаю учиться.

— Какие дисциплины нужно изучать уже со школы, чтобы затем заняться дизайном?

— Уже со школы нужно быть «в теме». Это сложно объяснить словами. Художники поймут: ты либо дизайнер — либо нет. Я не признаю дизайнеров, не «умеющих в искусство» и что-то рукотворное. Да, сейчас сплошной диджитал, и это круто, но есть основы основ. Это — как пытаться быть архитектором без пространственного мышления и никогда не видев линейки. Ну и да, как и в архитектуре, нужно быть еще технарем.

Нужно делать упор на ИЗО и черчение. Развивать нестандартное мышление, не бояться гнуть свою линию во всем, и в стиле одежды тоже. Когда достигаешь определенного «дзена» и не живешь мыслями о том, «что подумает такая-то тетя», креативные идеи сами лезут в голову и видятся вокруг, буквально во всех вещах. Но важно и сохранять адекватность. Показушная «нитаковость» еще никого не сделала талантливым. Иметь зеленые волосы, ходить в разноцветных шароварах, жить в сквоте Петербурга — не означает автоматически быть художником, дизайнером и т. д.

— Чем был обусловлен переезд в Петербург? Как начиналась профессиональная карьера городе?

— Мои родители перебрались еще в 2019 году. Я окончательно подтянулась за ними только недавно. Петербург максимально похож на наш родной город, но здесь больше возможностей. Освоились легко, на работе тоже никакой акклиматизации не было. Можно сказать, что сейчас я сейчас ментально отдыхаю, периодически ловя «вьетнамские флешбеки» и кошмарные сны про льдины, наводнения и ошибки в расчетах. Петербург славится своей толерантностью ко всему креативному. Мне тут комфортно.

— Что дизайнер может подметить в облике любого города?

— Ну уж тут я точно архитектурно сначала оцениваю, что вижу. Если исторический центр, то есть над чем подумать — как осуществлены проекты реставрации и приспособления, где-то и вовсе ремонт — а это совсем другое дело. Обожаю старинные здания. Причем не только каменные, но и деревянные дома, даже бараки. Люблю гулять в таких районах и делать фото, зарисовки. Это потом помогает в составлении коллажей, афиш, плакатов, создании работ для персональных художественных выставок…. Мне кажется, я из любой песчинки и веточки могу что-то вытянуть в плане изображения. Дорисовать, наложить… Иногда вижу в очертаниях деревьев или зданий образы людей, скал, животных. Фотографирую — и делаю в программах всякие интересные штуки. Богатое воображение и близорукость. И умение дорисовать. Иногда так увлекаюсь работой с планшетом, что забываю есть и спать.

— А ты можешь сказать про облик Петербурга?

— Как человек, переехавший из города, где намерено все убивают и делают хуже, в целом — я в восторге. Но пытаясь смотреть на Петербург более глубоко и изнутри профессии, конечно же я и тут вижу проблемы. По моему мнению, они типичны для европейских городов. Коротко: иногда нет возможности расширить проезд или улицу — застройка шла, когда еще не было машин. Имеются проблемы с насаждениями, но здесь хотя бы вертикальное на стенах активно используют, проблемы городских коммуникаций — это требует частого ремонта и разрытия всего, что только можно. В моем офисе в старинном здании, к примеру, недавно был потоп — сорвало трубу.

Похвалить Петербург нужно за то, что закон о сохранении исторического облика действительно соблюдается: в отличии от провинции, тут не увидишь на аутентичном историческом особняке аляпистую пятиметровую вывеску условного магазина «Шестерочка». Все вписано лаконично. Надо так везде. Причем везде — это не только в Петербурге и Москве. Это прямо везде.

— Какие можешь назвать петербургские выдающиеся проекты в области дизайна? Есть ли в памяти имена, названия компаний?

— Сразу сложно ответить. Я сильно увлечена ландшафтом, слежу за командой L.Buro — просто в восторге от их проектов, маркетинга, самоподачи, самоиронии и современного приятного подхода ко всему. Возможно, однажды я отправлю туда свое резюме. Так что я фанатка Петра Лари и Ко. По мышлению и образу жизни я такой «европейский» человек, мне любо и дорого подобное. В «советском» я семь лет уже побыла — не мое.

— Какие есть основные варианты работы для дизайнера в Петербурге?

Работа есть всегда, даже если нет вакансий в открытом доступе. Всюду есть нехватка талантливых и сообразительных. Дизайнер может быть разного профилю: от штор до насаждений, от создания цифровых изображений, как я сейчас, до дизайна витрин дорогих бутиков. Многое решает твоя коммуникабельность и круг общения.

Честно скажу, у меня есть странноватая мечта: заниматься дизайном захоронений и кладбищ, но в нашей стране они «разномастные». Я в юности училась в гранитной мастерской гравировать портреты на памятниках. Ритуальная тема мне близка, она не пугает. Хочется, чтоб везде было красиво. Да и как ландшафтный строитель я углубленно изучаю тему осушения земель, дренажа, кладбищ, мемориальных территорий.

— Чем петербургские коллеги отличаются от людей, с которыми доводилось работать в провинции?

— Здесь они какие-то более уверенные по жизни, что ли. А иногда — и более расслабленные! Это же круто. Я дружелюбный человек, со всеми стараюсь сохранять баланс в отношениях. Здесь это оказалось проще. Вероятно, в суровых уголках нашей страны у людей часто нет настроения.

— Какие места Петербурга нравятся больше всего?

— Обожаю Петроградку, люблю район вокруг Летнего сада и Инженерного замка, мечтаю о странной мастерской с высокими потолками и обвалившейся лепниной, в ккаком-то древнем доме с историей. Хочу писать там картины по ночам. Люблю район Дацана на Старой Деревне, да и живу не так далеко. Там хоть и не особо много истории, есть охватывает чувство дома. Люблю и район Черной Речки, и моей Лесотехнической Академии — эти жилые дома в парке института… Башня Попова, гниющие пруды, вокруг парка академии, район серых советских домов, утопающих в деревьях… Мне нравится идти здесь темными вечерами — и чтоб на первых этажах уютно горел свет. Еще мечтаю найти легендарные дома художников в Озерках. Но это — такая богемная специфическая тема.

— Как Петербург влияет на творческую фантазию?

— Отлично влияет, но меня вдохновляет в жизни многое. И больше даже события и люди, чем место. Могу сидеть и смотреть в одну точку — знаю, что к вечеру мне надо доделать большой заказ. Потом взгляд падает в окно, на какой-то эркер на соседнем здании, или вообще тень на стене — и все. Работа идет.

Евгений Богучарский

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.