Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

У центра современного искусства после реставрации началась новая жизнь: для животных места тоже хватит.

Открытие центра стало частью программы одиннадцатого Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур. Сергей Курехин, чье имя прочно связано с Петербургом, всемирно известен благодаря мультижанровому музыкальному проекту «Поп-механика», а также работе в кинематографе и театре в последние десятилетия XX века. Каким получилось открытие нового культурного пространства, как изменился советский кинотеатр «Прибой» после реконструкции и что напомнит в нем о Сергее Курехине — в материале «РосБалта».

Новая жизнь старых смыслов

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Кинотеатр «Прибой» появился на Васильевском острове в 1966 году. Конструкции его стеклянного фасада были выполнены в виде набегающих друг на друга волн прибоя. Василеостровцы до сих пор вспоминают вкусное мороженое, которым там торговали и многочисленные кинокартины советского периода. Но после 1991 года кинозал пришел в упадок.

Зато с 2003 года в здании появился центр современного искусства (ЦСИ) имени Сергея Курехина. В нулевые место на Среднем проспекте Васильевского острова превратилось в точку притяжения молодежи и богемы — здесь проводились фестивали искусств разнообразных жанров, выступали такие культовые коллективы и артисты, как Deerhoof, Psychic TV, Dat Politics, Swans, DAAU, Хауи Би и Амон Тобин.

Хотя в кинотеатре не было надежной системы отопления и гардероба, многочисленные иностранные гости по достоинству ценили «Прибой», воспринимая его как пример сохранившегося типового советского здания. Но к 2016 году оно окончательно исчерпало свои скромные возможности и было закрыто на реконструкцию. Первым делом снесли стеклянный фасад, однако основной зал с хорошей звукоизоляцией уцелел.

«Архитектурная задача была в том, чтобы сохранить типовой кинотеатр — замечательный проект своего времени — и при этом увеличить площади, размер которых был заранее оговорен. Именно из этого рождался образ, который в конце концов и был воплощен!», — отметил автор реконструкции «Прибоя», архитектор Александр Петров.

Задача и правда успешно решена — теперь в здании ЦСИ из удобств есть не только гардеробная и отопление: он оборудован по последнему слову техники и оснащен системами для людей с ограниченными возможностями.

О том, что это был очень большой и важный для города проект, который хотелось воплотить неординарно, рассказал губернатор Александр Бегов. «Настя (вдова авангардиста — ред.) мне говорила, что если я здесь еще продолжу что-то предлагать, то мы не завершим работу. Но мы отвоевали здесь веранду!» — вспомнил градоначальник. Поздравила с открытием центра и вице-премьер Татьяна Голикова, выразив надежду, что новаторство Курехина продолжится в открывающемся пространстве.

Здесь живет Капитан

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Еще при входе на территорию ЦСИ вспоминаешь о страсти Сергея Курехина к элементу перформанса в творчестве — откуда-то негромко доносится музыка его сочинения. Пришедшие первыми к зданию «Прибоя» журналисты не сразу сообразили, что колонка вмонтирована в одну из скамеек для отдыха. А смысловым центром площадки по-прежнему служит большой якорь, установленный здесь в 60-х годах прошлого века. Как будто бы еще одно напоминание об известном прозвище Курехина — Капитан.

Внутри пятиэтажное здание разделено на несколько смысловых зон — два зала-трансформера, музей памяти Сергея Курехина, обширные экспозиционные пространства на цокольном этаже и амфитеатр — на втором. По словам автора дизайн-проекта Никиты Сидорова, внука Капитана, при необходимости в зал можно будет ввести и крупный рогатый скот, как некогда бывало на концертах «Поп-механики».

«Перед нами стояла фундаментальная задача — как сохранить дух и атмосферу творчества Сергея Анатольевича Курехина, так и напомнить про старую жизнь и оставить некие отсылки к предыдущим архитектурным решениям. Потому здесь часто повторяется тема волны, волнорезов, которые мы использовали в большом концертном зале. В итоге получилась комплексная современная площадка, на которую не стыдно привести молодежь и развернуть любую концертную деятельность», — подчеркнул Никита Сидоров.

Благодаря использованию в интерьерах бело-серой гаммы — таков примерно и цвет пены прибоя — помещения выглядят светлыми и просторными. Помогают в этом и панорамные окна.

Впереди новая работа

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Анастасия Курехина. Фото: Евгений Богучарский. rosbalt.ru

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

Сергей Курехин вернулся в Петербург — как и прежде, неординарно

В случае с ЦСИ имени Сергея Курехина открытие здания — это лишь начало бурной деятельности после переезда с места временной дислокации культурной институции на Лиговском проспекте.

По словам художественного руководителя ЦСИ Анастасии Курехиной, впереди много работы — в здании «Прибоя» будут проводить такие известные в Петербурге фестивали, как «Этно-Механика», «Арт-Стена», «Видеоформа» и конечно же SKIF. Со временем у ЦСИ должна появиться собственная труппа, которая займется в том числе воплощением ряда музыкальных проектов Сергея Курехина.

«Мы прекрасно понимаем, что теперь можем организовать у себя большой фестиваль с множеством участников, хорошим звуком и хорошим светом. Это здание было создано, чтобы играть тут любую музыку и танцевать любые танцы. И для Сергея главным занятием в жизни была музыка, он просто боялся на что-то другое терять время», — отметила Анастасия Курехина.

Конечно же, новое пространство вместит не только музыку, здесь будут показывать кино и устраивать различные выставки. Помимо музея памяти Сергея Курехина, в центре уже появилась экспозиция «Адреса перемен», посвященная петербургскому андеграунду и художественной жизни города 1980–2000-х, на которой представлены в том числе картины Виктора Цоя, Григория Гурьянова и Ольги Тобрелутс. Посетить ее можно с 12 сентября.

Известно, что премьера первого балета на сцене ЦСИ состоится уже 16 сентября, однако полноценную работу центр начнет немного позже — с 1 октября.

Евгений Богучарский

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.